«Магнит» покупает «Азбуку вкуса»

Розничный гигант «Магнит» через свою дочернюю компанию АО «Тандер» приобретает контрольный пакет долей в ООО «Городской супермаркет», управляющем сетью магазинов «Азбука вкуса», сообщили представители компании.

Сетевой продуктовый магазин «Азбука вкуса»
Сетевой продуктовый магазин «Азбука вкуса»

Завершение сделки произойдет после одобрения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и выполнения дополнительных условий, согласованных между участниками.

В состав сети «Азбука вкуса» входят более 170 торговых точек различных форматов: 107 супермаркетов под одноименным брендом, 59 минимаркетов «Азбука Daily» и 5 гипермаркетов «АВ маркет». Большинство магазинов расположены в Москве (138 объектов) и Подмосковье (23 объекта), а также в Санкт-Петербурге.

В рамках сделки к «Магниту» также перейдут пять собственных производственных площадок, включая кулинарные, хлебопекарные и кондитерские фабрики. Эти предприятия выпускают до 75 т продукции в сутки, охватывая более 5700 наименований.

Общая торговая площадь приобретаемых активов составляет 100 400 кв. м, из которых около 77 900 кв. м приходится на супермаркеты, а 11 900 кв. м — на минимаркеты. Кроме того, «Магнит» получит три распределительных центра и складскую инфраструктуру общей площадью 47 000 кв. м в Москве и Санкт-Петербурге.

По словам представителей «Магнита», компания сохранит бренд «Азбука вкуса» и ключевую управленческую команду, чтобы обеспечить преемственность и дальнейшее развитие уникального клиентского опыта. Генеральный директор ПАО «Магнит» Евгений Случевский подчеркнул, что покупка позволит компании укрепить свои позиции в Москве и выйти в премиальный сегмент розницы, который ранее не был представлен в ее портфеле.

Эксперты оценивают стоимость сделки в диапазоне от 30 млрд до 35 млрд рублей.

Сделка состоялась после ареста экс-совладельца «Азбуки вкуса» Кирилла Якубовского судом Москвы сроком на два месяца.

В феврале 2025 года «Севергрупп» Алексея Мордашова, управляющая сетью «Лента», вела переговоры о покупке «Азбуки вкуса». Владельцы ритейлера рассчитывали получить за продажу около 40 млрд рублей. Однако условия, предложенные «Магнитом», оказались для них более выгодными, чем предложение от «Севергрупп».

До 2018 года основным владельцем «Магнита» был его основатель Сергей Галицкий. С 2021 года контроль над компанией осуществляет Marathon Group, основанная в 2017 году Александром Винокуровым и Сергеем Захаровым, бывшими топ-менеджерами A1. За последние годы «Магнит» провел несколько крупных сделок: в 2021 году выкупил группу «Дикси», в 2023 году — маркетплейс KazanExpress (на базе которого запущен «Магнит Маркет»), а в 2024 году — дальневосточную сеть «Самбери». По итогам 2024 года доля «Магнита» на российском розничном рынке составила 13,2% (у X5 — 15,6%).

Сеть «Азбука вкуса» была основана в 1997 году бизнесменами Максимом Кощеенко, Олегом Лыткиным, Сергеем Верещагиным и Олегом Трыкиным. Последние двое покинули проект в 2012 году. Среди акционеров значились Андрей Вдовин, Кирилл Якубовский, Павел Масловский и Питер Хамбро (приобрели 30% акций в 2008 году), а также Invest AG (владельцы Evraz Александра Абрамова и Александра Фролова) и Millhouse Романа Абрамовича (получили 34% акций в 2016 году). В начале 2024 года после выхода Абрамова и Фролова из бизнеса акционером и инвестором компании стало пермское АО «Бавэро Групп».