В пятницу европейские официальные лица подтвердили: Европейский союз откажется от ранее принятого плана полностью запретить продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей к 2035 году.

Вместо жёсткого запрета на двигатели внутреннего сгорания (ДВС) будет введён целевой показатель по сокращению выбросов на 90%, что формально позволит использовать передовые гибридные технологии и альтернативные виды топлива — включая синтетическое (e-fuels) — и после 2035 года.
Ожидается, что Европейская комиссия официально представит поправки 16 декабря на заседании в Страсбурге. Об этом заявил Манфред Вебер, председатель Европейской народной партии — крупнейшей фракции в Европарламенте. Выступая на пресс-конференции в Гейдельберге вместе с канцлером Германии Фридрихом Мерцем, он отметил:
«Во вторник Еврокомиссия внесёт чёткое предложение об отмене запрета на двигатели внутреннего сгорания».
Давление промышленности и стран-членов
Это решение стало результатом интенсивного лоббирования со стороны Германии, Италии и ряда других государств, опасавшихся массовых потерь рабочих мест в автомобильной отрасли на фоне растущего присутствия китайских электромобилей. Всего семь стран ЕС — Германия, Италия, Польша, Болгария, Чехия, Венгрия и Словакия — призывали пересмотреть мандат 2035 года.
Крупнейшие автопроизводители, включая Volkswagen, Mercedes-Benz, BMW, Renault и Stellantis, приветствовали новую гибкость. Они указывают, что потребительский спрос на электромобили значительно отстаёт от прогнозов, сделанных в 2022 году, когда крайний срок был утверждён.
Маркус Хаупт, генеральный директор испанской дочерней компании Volkswagen — SEAT, заявил Reuters:
«Отсрочка этого запрета — именно то, что поможет нам сгладить переходный период, пока электромобили не займут почти 100% рынка».
Раскол в отрасли и критика со стороны экологов
Однако новая позиция вызвала резкое расхождение во взглядах внутри автомобильного сектора. Шведские компании Volvo и Polestar выступили категорически против смягчения. Генеральный директор Polestar Михаэль Лошеллер назвал перенос срока «очень плохой идеей», подчеркнув, что китайские производители не замедлят электрификацию, и это решение лишь усилит их преимущество.
Экологические организации также осудили шаг Брюсселя, назвав его ударом по «Зелёной сделке ЕС». Колин Уокер из Energy and Climate Intelligence Unit предупредил, что миллионы семей останутся «надолго в более дорогих и загрязняющих атмосферу автомобилях».
Позиции стран также разделились: если канцлер Мерц назвал изменения необходимыми для «технологической открытости» и «планировочной определённости» промышленности, то премьер-министр Испании Педро Санчес призвал не ослаблять экологические обязательства.
Великобритания сохраняет курс на жёсткий переход
На фоне смягчения в ЕС Великобритания подтвердила приверженность более строгому графику:
— запрет на продажу новых бензиновых и дизельных легковых автомобилей и фургонов — с 2030 года,
— полный запрет на все транспортные средства с ненулевыми выбросами — к 2035 году.
Представитель Министерства транспорта Великобритании заявил:
«Мы по-прежнему привержены поэтапному отказу от новых автомобилей с выбросами к 2035 году».
Этот раскол в регуляторной политике может создать серьёзные сложности для интегрированных автомобильных цепочек поставок между Великобританией и континентальной Европой, предупреждают отраслевые аналитики.








