То, что Соединенные Штаты пыталась представить как значимое и важное соглашение — оказалось очередным разочарованием, состоящим из пустых обещаний и не имеющим реальной фактуры. Как и в случае с большинством заявлений за последние три месяца, это скорее декларация намерений, чем конкретный договор.

Сделка выглядит как рамочное соглашение, без четких условий, процедур и обязательств. В ней отсутствует конкретика — это просто пустой треш, не имеющий реального содержания.
Согласно официальному заявлению, опубликованному на сайте Белого Дома, предполагается, что соглашение принесет 6 млрд долларов прямых доходов для американского бюджета и еще 5 млрд гипотетических средств благодаря упрощению доступа американских товаров на британский рынок, особенно в агропромышленном секторе.
Однако, как показывает анализ, эти цифры не новы: 6 млрд уже поступали в бюджет США без каких-либо изменений, так как это 10% от объема импорта британской продукции в США (в среднем 60–70 млрд в год). Таким образом, никакого нового источника дохода не появилось.
Что касается 5 млрд потенциальных доходов от расширения экспорта, то они также остаются в области теории. Ни одного официального контракта или конкретных шагов по увеличению объемов торговли нет.
При этом заявленные объемы — 700 млн долл. этанола и 250 млн долл. говядины — не закреплены ни одним договором и не имеют юридической силы. Это всего лишь воображаемые перспективы, которые пока не переросли рамки декларативного подхода.
Великобритания подчеркнула, что не планирует снижать свои стандарты качества продовольствия, что ограничивает возможности для расширения поставок сельскохозяйственной продукции из США.
Заявленные закупки самолетов на 10 млрд долл. (предположительно 30 машин от British Airways) тоже не имеют конкретики: сроки поставок, условия и детали пока не определены, хотя, возможно, они будут уточнены в ближайшее время.
За последние пять лет Великобритания уже заказала авиационную технику на 24,1 млрд долл., поэтому любое дополнительное соглашение по этому направлению — это просто часть инвестиционного цикла, который мог бы быть реализован и без этого договора.
Утверждение о том, что американские технологические компании получат налоговые льготы в Великобритании, является вымыслом. Налоговая система для ИТ-компаний остается прежней, и никаких изменений в этой сфере не произошло.
Британское правительство сообщило, что пошлины на сталь и алюминий из США будут сняты, но Белый дом сразу же заявил, что будет проводить переговоры о альтернативном соглашении, которое может создать новый торговый формат. На данный момент обнуление пошлин на металлургию находится на паузе.
Для автопроизводителей Великобритании предлагается возможность поставлять 100 тыс. автомобилей в США по тарифу 10% вместо текущего 27,5%, а сверх этого — по 25%. Сейчас объем поставок составляет около 100 тыс. авто на сумму 7–9 млрд долл. в год.
В чем выгода для Великобритании? Помимо снижения тарифа на автомобили, других существенных изменений в условиях торговли не ожидается. Пошлины на сталь и алюминий остаются на уровне 25%, и их снижение пока не реализовано.
Американские власти утверждают, что сделка даст им доход в размере 6 млрд долл., но при более внимательном рассмотрении становится понятно, что реальный эффект будет ниже. Доходы от пошлин на автомобильный сектор могут снизиться на 1,3 млрд долл., а от металлургии — на 0,1 млрд долл.. То есть, по сравнению с предыдущими показателями, США получат на 1–1,5 млрд долл. меньше, чем раньше.
Расширение рынка сбыта на 5 млрд долл. — это только на бумаге, поскольку не учтены возможные снижения объемов поставок из-за изменения условий.
Если взглянуть на ситуацию с другой стороны, то соглашение выгоднее для Великобритании, поскольку она получает скидку на экспорт автомобилей, которая составляет 17,5 пункта, тогда как США теряют часть доходов от пошлин.
Таким образом, сделка — это не реальное достижение, а маскарад под торговую стратегию, которая не сулит серьезных преимуществ для США, но может стать выгодной для Великобритании.