В марте объем розничных продаж увеличился на 1,42% в месячном выражении в номинальных значениях — это самый высокий показатель для марта с 2022 года и более чем в два раза превышает средние темпы роста за аналогичный период в 2010–2019 годах.

С учетом инфляции прирост составил 1,34%, что является одним из лучших показателей за последнее десятилетие, если не учитывать волатильностьВолатильность — это мера изменчивости цены актива (например, акций, валюты, облигаций или сырья) за определенный период времени. Она отр More расходов в 2020–2021 годах, вызванную фискальными стимулами.
О том, что результаты будут положительными, стало ясно несколько месяцев назад (ранее я уже писал о неизбежности роста розничных продаж из-за влияния тарифов). Это объясняется опережающим спросом на фоне ожиданий повышения цен в связи с введением пошлин.
Наиболее чувствительной категорией, где влияние роста цен наиболее заметно, остается автомобильный сегмент. Введение тарифов может добавить к стоимости массовых моделей авто несколько тысяч долларов, а для премиальных автомобилей — десятки тысяч.
Американцы активно закупали практически все доступные товары, поэтому мартовские результаты были предсказуемыми и даже можно сказать скромными. В апреле стоит ожидать еще более значительного ажиотажа, но уже с акцентом на потребительскую электронику, бытовую технику и товары длительного пользования.
Более 70% от общего прироста или 1 процентный пункт из общего роста в 1,42% пришелся на одну категорию — автомобили. На втором месте оказался сектор общественного питания с вкладом около 0,23 процентных пункта, а на третьем — строительные материалы и товары для дома и сада с показателем 0,18 процентных пункта.
Именно эти категории обеспечили весь прирост розничных продаж в марте, формируя при этом 38–39% в структуре совокупных розничных продаж. Остальные категории продемонстрировали стабильность, без значительных изменений по итогам месяца.
В апреле–мае повышенный спрос может сместиться в сторону онлайн-магазинов, которые являются основными поставщиками китайских товаров, подпадающих под эмбарго, а также в сегмент супермаркетов и гипермаркетов, предлагающих электронику и бытовую технику.
Похожая ситуация наблюдалась в России весной 2022 года, когда на фоне ожиданий блокировки внешних поставок и/или удорожания импорта из-за обвала рубля (тогда курс USD/RUB превысил 120) возник беспрецедентный ажиотаж на товары длительного пользования.
Аналогичный поведенческий паттерн наблюдается сейчас в США и, вероятно, сохранится в течение нескольких месяцев, пока не будут исчерпаны складские запасы, сформированные по старым ценам.
В условиях нерегулярных форс-мажорных колебаний ретроспективный сравнительный анализ теряет свою актуальность, поэтому я не уделяю особого внимания сопоставлению данных за разные периоды.
Ожидается, что, по крайней мере, весной розничные продажи останутся на высоком уровне благодаря эффекту тарифов, а не естественному балансу спроса и предложения.