Розничные продажи в США демонстрируют сильный рост

В марте объем розничных продаж увеличился на 1,42% в месячном выражении в номинальных значениях — это самый высокий показатель для марта с 2022 года и более чем в два раза превышает средние темпы роста за аналогичный период в 2010–2019 годах.

Универмаг - розничные магазины
Универмаг — розничные магазины

С учетом инфляции прирост составил 1,34%, что является одним из лучших показателей за последнее десятилетие, если не учитывать волатильность расходов в 2020–2021 годах, вызванную фискальными стимулами.

О том, что результаты будут положительными, стало ясно несколько месяцев назад (ранее я уже писал о неизбежности роста розничных продаж из-за влияния тарифов). Это объясняется опережающим спросом на фоне ожиданий повышения цен в связи с введением пошлин.

Наиболее чувствительной категорией, где влияние роста цен наиболее заметно, остается автомобильный сегмент. Введение тарифов может добавить к стоимости массовых моделей авто несколько тысяч долларов, а для премиальных автомобилей — десятки тысяч.

Американцы активно закупали практически все доступные товары, поэтому мартовские результаты были предсказуемыми и даже можно сказать скромными. В апреле стоит ожидать еще более значительного ажиотажа, но уже с акцентом на потребительскую электронику, бытовую технику и товары длительного пользования.

Более 70% от общего прироста или 1 процентный пункт из общего роста в 1,42% пришелся на одну категорию — автомобили. На втором месте оказался сектор общественного питания с вкладом около 0,23 процентных пункта, а на третьем — строительные материалы и товары для дома и сада с показателем 0,18 процентных пункта.

Именно эти категории обеспечили весь прирост розничных продаж в марте, формируя при этом 38–39% в структуре совокупных розничных продаж. Остальные категории продемонстрировали стабильность, без значительных изменений по итогам месяца.

В апреле–мае повышенный спрос может сместиться в сторону онлайн-магазинов, которые являются основными поставщиками китайских товаров, подпадающих под эмбарго, а также в сегмент супермаркетов и гипермаркетов, предлагающих электронику и бытовую технику.

Похожая ситуация наблюдалась в России весной 2022 года, когда на фоне ожиданий блокировки внешних поставок и/или удорожания импорта из-за обвала рубля (тогда курс USD/RUB превысил 120) возник беспрецедентный ажиотаж на товары длительного пользования.

Аналогичный поведенческий паттерн наблюдается сейчас в США и, вероятно, сохранится в течение нескольких месяцев, пока не будут исчерпаны складские запасы, сформированные по старым ценам.

В условиях нерегулярных форс-мажорных колебаний ретроспективный сравнительный анализ теряет свою актуальность, поэтому я не уделяю особого внимания сопоставлению данных за разные периоды.

Ожидается, что, по крайней мере, весной розничные продажи останутся на высоком уровне благодаря эффекту тарифов, а не естественному балансу спроса и предложения.